Гармонь хромка 2х-тональная
Гармонь хромка 2х-тональная двухголосная из однотональной четырехголосной. Существенным недостатком диатонических (без полутонов) музыкальных инструментов, в частности, гармони-хромки, является возможность игры только в одной тональности. Для исполнения музыкального произведения в другой тональности, приходится взять другую гармонь.http://www.onlinetv.ru/video/1690/?autostart=1&trailer=1
Приоритет и первый образец Николай Мокрецов
Идея двухтональной гармони настолько не нова, что вовсе не претендую на авторский приоритет. Тем более, по сведениям сайта Русская Гармонь, первый образец двухтональной гармони был сделан гармонным мастером Николаем Мокрецовым в уже далеком 2000 году. Первая тональность Ля # Мажор, Вторая тональность Соль # Мажор.Буквенные обозначения Тональностей
В данной статье даны так называемые эстрадные обозначения нот, аккордов и тональностей, соответствующим буквам латинского алфавита- А - Ля
- В - Си бемоль
- С - До
- D - Ре
- E - Ми
- F - Фа
- G - Соль
- H - Cи
Удобные для пения Тональности.
Не все любители гармони обладают профессиональными вокальными данными и оперным диапазоном. Какой был у Козловского, Лемешева, Шаляпина, Магомаева. У большинства любителей баритон, они обладают голосом приятным в компании, но небольшим.Приводимое разделение песен на тональности условное. Вокальные профессионалы для сольных песен выбирают тональность, наиболее красиво отражающую их голос, а в оперных произведениях придерживаются авторской тональности.
Вокальные любители исполняют песни в тональностях, наиболее подходящих их голосу. Тональность некоторых песен для качественного исполнения любители вынуждены понижать диаметрально на пол-диапазона. Аналогично с 12 часовым циферблатом. Первая тональность на 12 часов. Вторая тональность на 6 часов.
Песни на 12 часов Am - C - 30%
Мелодии более старых, классических песен в основном начинаются в мажоре, продолжаются в миноре. С - Ам
Раскинулось море широко..., Плыла, качалась лодочка..., Эх, яблочко. Или исполняются только в мажоре. Частушки..., По Дону гуляет казак молодой.
Мелодии современных песен в основном начинаются в миноре, продолжаются в мажоре. Am - C
Ты у меня одна, словно в ночи луна..., Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались..., Летит маршрутка в сумрак голубой...
Песни на 6 часов (без диезов на 5) Dm - F - 70%
Осень, она не спросит..., Кожаные куртки, брошенные в угол..., Говоришь, чтоб остался я..., Вся Россия любит вас, кнопочки баянные..., Слева кудри токаря. справа - кузнеца..., Плыл по городу запах сирени..., На вольном, на синем, на тихом Дону..., Ой ты палуба, палуба, ты меня раскачай..., Исчезли солнечные дни, и птицы улетели..., Опять мы с тобой поссорились, почему...
Выбор тональностей гармони хромки
Несмотря на имеющийся готовый образец Мастера Мокрецова вопрос выбора тональностей для 2х тональной гармони до конца не решен и по прежнему актуален. Если к 7 целым тонам С, D, E, F, G, A, H прибавить 5 полутонов C#, D#, F#, G#, A# получится ровно 12 полутонов, совсем как в циферблате часов, поэтому можно смело проводить часовую аналогию.Если C - До мажор расположить на 12 часов, то примерно диаметрально через 4 полутона на пятый будет расположена тональность F - Фа мажор. Интервал в 4 полутона в музыке называется квинта. То есть для охвата всего диапазона нот имеет смысл делать вторую тональность в интервале примерно квинта от первой. Можно для С - До мажора сделать второй тональностью G - Соль мажор. G всего на тон выше F. Также в зависимости от вокальных предпочтений хозяина 2х тональной гармони можно первой тональностью сделать любую ноту октавы. Включая полутона. Вторая тональность должна располагаться в интервале примерно квинта от первой.
На один резонатор, Два голоса, Своя тональность, свой Регистр.
2х-тональную 2х глосную гармонь с переключением тональности регистрами можно сделать из 4-х голосной гармони с 2мя резонаторными отверстиями, которые открывает длинный клапан. (Нижняя схема)
Если на каждое резонаторное отверстие поставить регистровый механизм своей тональности, получится 2х-тональная 2х-голосная гармонь вместо 1но-тональной 4х-голосной.
Игра по нотам на 2х-тональной гармони
Владеющие нотной грамотой и играющие по нотам. Знают, что все музыкальные поизведения, записываемые в нотах для гармони имеют тональность С - Am (До - мажор, Ля - минор). При переходе в другую тональность, играющему не нужно заново транспонировать музыкальное произведение.Нужно в любой тональности играть (делать все манипуляции и нажатия клавиш) так, как если б гармонь была в тональности C - Am. Это же правило подходит для 2х-тональной гармони. Нужно только следить, чтоб регистр тональности правой стороны соответствовал регистру тонаольности левой стороны гармони
Вертикальные ряды басов, минорных, мажорных аккордов слева
Слева расположены басы и аккорды аккомпанемента мелодии или песни. Если считать от мехов, 1 ряд - басы, 2 (средний) ряд - басы и минорные аккорды, 3 (крайний) ряд - басы и мажорные акккорды. Басы и аккорды идут парами. Снизу - бас, выше - его аккорд. Снизу вверх - верх (субдоминанта), середка (тоника), низ (доминанта).Например басы и аккорды тональности С - Am (До - Ля минор)
- Басы снизу вверх A, G, F, E, D, C, H, A, G#
- Минорные пары бас - аккорд D - Dm, A - Am, E - E7, H - H7
- Мажорные пары бас - аккорд F - F, C - C, G - G, D - D.
Недостатки 2х-тональной гармони хромки
Поскольку достоинствам 2х-тональной гармони хромки посвящена целая статья. Справедливо будет указать на неизбежные недостатки, которые, к сожалению, имеются.- Две тональности за счет уменьшения голосности с 4х до 2х
- Сложная и поэтому недешевая система регистров
- Серийные фабрики предпочитают продавать два корпуса вместо одного
Комментарии
Отправить комментарий